Река СеверкаЗолотая орда слабла, раздираемая кровавыми переворотами, и раскололась надвое. Русь же, собираемая упорством и волею московских князей, крепла, усиливалась духом и верой. И вот, золотоордынский темник Мамай, свергнув очередного подставного хана, захотел, что бы Русь платила дань как встарь, при Бату-хане. Собрал он воинов орды и повел их к Москве. Дмитрий Иванович, великий князь Московский, своевременно узнал о Мамаевом походе. Разослал он гонцов по всем областям Великого княжества и призвал всех под стяги великокняжеские. А сбор назначен был под градом Коломным. Перед выездом к войскам,4 августа 1380 года Дмитрий Иванович встретился с Сергием Радонежским для благословления. Преподобный не только благословил князя, но и предрёк ему победу. Зримым образом Божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске двух иноков - воинов из Троицкой обители: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное: да служит оно вам вместо шлемов!" В это время, отзываясь на призыв великого князя, в Москву тысячами стремились ратники. Целые города вооружились в несколько дней.
Кони ржут на Москве, звенит слава по всей Земле Русской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове, на берегу Дона знамёна стоят. Звонит колокол вечевой в Великом Новгороде.(Софоний Рязанец, повесть "Задонщина") Утром 7 августа полки с распущенными знамёнами вышли из Московского Кремля в ворота Фроловские, Никольские и Константино-Еленские по трём дорогам, будучи сопровождаемы духовенством с крестами и чудотворными иконами. 14 августа на берегу Северки около села Северского коломенцы встретили великого князя, шедшего во главе войска в Коломну, где был назначен сбор главных сил русской рати, отправляющейся навстречу полчищам Мамая. Как гласит легенда, Дмитрий Иванович на берегу Северки съел в знак вечной преданности Родине горсть освящённой земли и сплюнул с крутизны чёрную слюну, и пошла со дна реки муть тёмная. И якобы с тех самых пор и вода в Северке мутносерая. В главных воротах Коломенского кремля - Пятницких - встретил Дмитрия Ивановича епископ Коломенский Герасим с крестом и священнослужители с иконами и пением. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, на Девичьем поле близ Коломны был назначен смотр русских войск: "Русские сыны заполонили поля Коломенские, так что никому невозможно обозреть их очами от множества их войска".
Москва-река и гнев народныйСейчас нет той воды в реке, что была по весне в прежние-то времена. Не те стали реки. Как будто и воды много, а течет не в пример медленнее. Застаивается, грязи много, мути. Вот уж в прежние-то времена... Река быстрая, а вода чистая. Раки водились. А раки где попало, не живут. Весной Москва-река разливалась так, что берегов не видно было. От дома к дому сельчане добирались только на лодках-плоскодонках. И было на нашей реке чудо одно... Разольется река, выйдет из берегов и несет льдины и деревья вниз, в Оку. Но в какой-то момент вода останавливается и идет назад. Видно как мощная волна поднимается по Москве реке. Бывало, даже доходила волна до Бронниц. А это, посчитай, вест сто будет. А дед мой объяснял это так. В 15 верстах от Коломны у села Ачкасова находилось поместье князя Черкасского. И в том поместье был староста - немец. Да такой злющий, что не приведи Господь. Бывало, идет по деревне - так собаки и петухи замолкают. Долго крестьяне терпели его, но однажды не выдержали и пожаловались помещику. А помещику что, обругал их дурнями и укатил в Москву на балы разные. А староста тот еще злее стал. Не выдержали крестьяне и, однажды, убили старосту. Сожгли и его особняк. Помещик же, узнав о таком неповиновении, выпросил у генерал-губернатора уланов и примчал в поместье. Когда крестьяне по его требованию собрались на лугу возле барского дома, он приказал уланам рубить крестьян саблями. Крестьяне бросились бежать. Но их загоняли в реку и рубили, рубили. Никому не удалось спастись, все утонули в холодной весенней воде. И с тех пор каждую весну встают замученные крестьяне и идут вверх по руслу реки в Москву с жалобой на князя. Впереди них валом катится вода и несет обратно запоздалые льдины. В конце концов силы покидают несчастных, и они возвращаются к своим могилам. Волна спадает, и все возвращается на круги своя. А теперь-то такого не увидишь... И вода не та, да и жаловаться не на кого и не кому. Нет ни князя того, ни царя. Другая жизнь...
|